Главная

Поиск


?

Вопросы






FAQ

Форум

Авторы

Поэзия и драматургия » Драматургия »

Игра в куклы

      Пьеса "Игра в куклы" дала название сборнику из шести пьес, изданному мной в мае 2010-го года.Действие пьесы происходит в одной из стран " дальнего зарубежья";а в какой именно, -читатель должен догадаться сам. Пьеса малоформатная, на сцену выходят всего четыре актёра: двое взрослых и двое детей возраста 10-12 лет.Я думаю, что подростки вполне могут справиться с текстами моих героев.Камерный формат произведения и отсутствие дорогих и громоздких декораций позволяет играть пьесу небольшой группе актёров, что очень ,как мне кажется,немаловажно при гастрольных выездах.
Надеюсь, что читатели и театральные деятели благосклонно отнесутся к моему автоскому дебюту в драматургии.
 отзывы (0) 
Оценить:  +  (0)   
07:29 18.09.10
ИГРА В КУКЛЫ
Сцена первая
Семья.. -Леонид, Светлана и Ида, - обедает в салоне за большим столом. На переднем плане – мягкий уголок с журнальным столиком.Светлана: Лёня, так расскажи, чем закончился ваш визит к детскому психологу?
Леонид: Визит к детскому психологу закончился посещением магазина детских игрушек; можешь полюбоваться на них.
Леонид показывает рукой на несколько больших коробок детских игрушек, лежащих на журнальном столике.
Светлана: Я серьезно.
Леонид: Я тоже не шучу. Все было предельно просто: в моем присутствии Идочке прочитали небольшой рассказ и затем попросили ее изобразить в картинках услышанное. Представь себе, что она не справилась с заданием.То есть, она, конечно, нарисовала сюжет рассказа, но все это выглядело так неубедительно, что, собственно, и нечего было обсуждать.
Светлана (сухо): И каков диагноз?
Леонид: У ребенка элементарно не развито воображение. Из-за этого она и в школе не в состоянии написать развернутые ответы на вопросы; вместо пяти-шести предложений она с трудом из себя выдавливает только одно-два.
Светлана (с негодующим видом): Чего только в природе не бывает: у ребенка проблемы с воображением!
Она пристально смотрит на Иду. Девочка виновато опускает ­голову.
Леонид: Слушай, только не надо развивать в ней еще и комплекс неполноценности.
Гладит дочку по голове.
Светлана: Я понимаю, когда у детей проблемы с музыкальным слухом, с голосом, слабая память, наконец: но воображение! Да не было в мире такой вещи, которую бы я не могла себе вообразить в ее возрасте.
Леонид (болезненно морщится): Слушай, Света, по-моему, твое сравнение не вполне корректно.
Светлана: Это почему?
Леонид: А потому, что ты забыла упомянуть, сколько взрослых людей крутилось вокруг тебя, когда ты была именно в ее возрасте.
Кивает на Иду. Светлана кривит губы и смотрит в окно.
Леонид (загибает пальцы): Папа с мамой, две пары дедушек с бабушками плюс прабабушка, практически вырастившая тебя. Итого, сколько мы имеем? Аж семь душ. По телевизору тогда смотреть было нечего, и все твое время проходило в непрерывном общении со взрослыми людьми, которые постоянно беседовали с тобой, читали тебе сказки, басни, стихи, а потом обсуждали прочитанное. Наш ребенок может похвас-таться таким кругом общения?
Светлана пытается игнорировать вопрос.
Леонид: Все верно, молчание – знак согласия. Меня по вечерам дома, увы, не бывает: завод есть завод, приходится выходить во вторую смену, а ты себя общением с дочкой не утруждаешь.
Светлана (огрызается): Я дома не сижу без дела, мне надо много материала на память учить, и ты это прекрасно знаешь.
Леонид (кивет головой): О, да. Только для ребенка это слабое утешение. Короче, психолог посоветовал сократить до минимума время нахождения Иды перед компьютером и развивать ее воображение традиционными методами: чтением книг вслух и, затем, иллюстрацией прочитанного, а также самой банальной игры в куклы.
Светлана (крикливым тоном): Во что вы собрались играть?
Леонид: Ты не ослышалась; будем играть в куклы. Куклы оживляют воображение детей.
Светлана (в зал): Совсем рехнулся. (Мужу) Да сколько ей лет (кивает на Иду), чтобы в куклы играть? У всех дети сидят перед компьютерами, и подобных проблем не возникает, а тут, на тебе, новая теория: компьютер вредит воображению ребенка!
Леонид (раздраженно): Ты опять начинаешь говорить за всех? Ты что, ходишь по квартрам и проверяешь, что у кого и как развито? А ты, на самом деле, в глаза нынешних детей заглядывала когда-нибудь? У половины из них там пустота!
Светлана: Не знаю, везде пишут, что компьютерные игры развивают детей.
Леонид: Ничего подобного. Я это проверил на себе. Когда играешь с компьютером, то воображение тебе, действительно, не нужно, так как компьютер предлагает уже готовые картинки и готовый набор опций, из которых ты и выбираешь. Пользователь всегда находится в пассивной позиции, ведь не он предлагает компьютеру варианты, а, наоборот, компьютер ему. (Смотрит на жену). Ты понимаешь, о чем я говорю?
Светлана: Вполне. Только тогда надо быть последовательным до конца. Ты же купил готовые игрушки, а было бы логичнее, если бы Ида смастерила себе куклы своими руками, а затем с ними играла.
Леонид: Ты, как всегда, права, но это будет чуть позже, а пока что поиграем с готовой продукцией
Светлана: Вот и хорошо. Вы развивайте воображение, а у меня через полчаса репетиция.
Леонид: Какая репетиция? (Ошеломленно). Что, опять здесь?
Светлана: А где же еще ей быть?
Леонид: Так вчера же была!
Светлана: Ты, Лёнь, не обижайся, но тебе самому не мешало бы память подлечить! Я тебе уже несколько раз говорила, что у меня через неделю выступление, и Бронислав будет приезжать ежедневно.
Леонид (смотрит обреченно на часы): Все, накрылся отдых перед сменой. (Глубоко вздыхает). Ида, ты поела?
Ида: Да, папа.
Леонид: Тогда пойдем поиграем.
Леонид с Идой усаживаются в мягком уголке и начинают разбирать коробки с играми.
Леонид (читая названия игр): Ну, в кукольный домик ты поиграешь сама, без моей помощи, а вот с автомобилями и уличным движением я, пожалуй, составлю тебе компанию.
Они извлекают из коробки содержимое и раскладывают все на журнальном столике. В это же время у Светланы звонит мобильный телефон.
Светлана: Бронислав, вы уже выехали? Да, я вас жду...
Леонид: Ну вот, Идочка, смотри! Это у нас улица, и по этой улице едут самые разные автомобили. Только здесь, на столе, они у нас маленькие, а ты их должна представить большими, как они выглядят на самом деле. Можешь представить?
Ида: Могу.
Света подходит сзади и слушает объяснения Леонида, затем крутит пальцем у виска и отходит вглубь комнаты.
Леонид: Вот по нашей улице едет машина (имитирует гул двигателя). Что это за машина? Что на ней написано?
Ида: Написано «Тойота».
Леонид: Правильно, «Тойота»! В «Тойоте» сидит водитель. Представляешь себе водителя?
Ида: Да, представляю...
Леонид: Какое имя мы дадим водителю?
Ида (смотрит на мать): Назовем его дядя Бронислав!
Леонид (состраивает брезгливую гримасу): А какое-нибудь другое имя, Идочка, ты не могла бы придумать, а? Тебе ведь воображение надо развивать.
Светлана (приводя в порядок лицо перед зеркалом): А чем тебе, собственно, это имя не по вкусу?
Леонид: Пусть будет так! Ну и куда этот дядя Бронислав едет?
Ида: Он едет к маме на репетицию.
Леонид: Ладно, согласен и на это. Но, кроме «Тойоты», мы видели на улице еще много разных машин, автобусов, мотоциклов... И весь этот автотранспорт куда-то едет, все водители спешат по своим делам, а когда на узких улочках собирается очень много машин, то что мы имеем?
Леонид передвигает игрушки на столе.
Ида: Мы имеем пробку; никто никуда не может проехать! Правильно?
Леонид: Правильно, хорошая ты моя! (Целует дочь). И этот дядя Бронислав будет теперь стоять в этой пробке и очень долго гудеть – вот так.
Леонид изображает звук клаксона, Ида смеется, а Светлана на заднем плане замахивается рукой, держащей мобильный телефон, словно хочет кинуть его в Леонида. Опять звонит мобильный телефон.
Светлана: Бронислав, вы где? (Растерянно). Попали в пробку? Это надолго? Да, я все понимаю... Я жду...
Поворачивается и молча смотрит на мужа, но Леонид никак не реагирует.
Леонид: Давай теперь подумаем, как дядя Бронислав будет выбираться из этой пробки, а?
Ида: Он поедет по маленькой улочке.
Леонид: Да, пожалуй, ты права. Он поворачивает на боковую улочку и едет по ней в обход этой пробки (Леонид передвигает машинку), но и там ему не будет все гладко, так?
Ида: Да, так. Там он попадет в яму.
Светлана резко оборачивается и смотрит на дочь.
Леонид: Какую еще яму? Это же не джунгли, а город.
Ида (терпеливо объясняет): На маленькой улочке трактор копает яму, и дядя Бронислав в нее попадет.
Светлана: А может, вы смените тему игры?
Леонид: Да, Ида, знаешь, фантазировать надо тоже в меру.
Ида: Я не фантазирую, я это вижу.
Леонид внимательно смотрит на дочь, и в это время звонит мобильный телефон у Светланы.
Светлана: Бронислав, что еще с вами случилось? (Изумленно). Попали в канаву? Где вы ее нашли? Ну, поехали в обход... да... по маленькой улочке, а там трактор канаву копал... яснее не бывает. Так что с вами? Ждете, пока вытащат? Ну, ждите... я тоже жду.
Леонид (продолжает): Так вот, сидит, значит, дядя Бронислав в канаве, сидит, а потом пришли рабочие (передвигает фигурки по столу), и что они сделали?
Ида: Тянули, тянули – и вытянули машину. Как бегемота из болота.
Леонид: Правильно, умница ты моя. (Целует дочь).
Светлана: Лёнь, ты, вроде бы, хотел отдохнуть перед работой?
Леонид: Да я, Светик, уже весь сон переморгал с этой игрой. А тебе, кстати, распеться не помешает, маэстро уже вытащили из канавы, и он скоро подрулит к нам. Так, Идочка, куда сейчас дядя Бронислав едет?
Ида: Он едет в магазин.
Света и Леонид застывают на месте, глядя на дочь.
Светлана: Какой еще магазин? Он должен быть здесь!
Ида (терпеливым тоном): Он едет в магазин, чтобы купить себе новое колесо для машины: как ты тогда, папа, покупал, помнишь?
Леонид (к Свете): У него что, запаски нет с собой?
Светлана: Откуда мне знать? Я с ним не езжу.
Звонит мобильный телефон.
Светлана (с опаской): Бронислав, вы где?.. Вам меняют колесо... Все ясно... ничего-ничего, я жду.
Леонид: Идочка, а как ты узнала, что у Бронислава колесо пробито?
Ида (важно): Я увидела это.
Леонид и Светлана переглядываются между собой.
Светлана: Больше бегай с ребенком по всяким психологам, еще не то получишь!
Отходит от них.
Леонид: Ида, скажи, а как ты это увидела? Как по телевизору, да?
Ида: Увидела – и все! Не приставай, папа, давай дальше играть!
Леонид: Ну, давай! Играть – так играть. Какие у нас еще машинки здесь стоят? О, точно, у нас еще амбуланс не был в игре.
Светлана (вопит): Я тебе сейчас такой амбуланс устрою, сам окажешься в нем! А ну, убери к чертовой матери отсюда эту чертову игру!
Леонид: Ты что вопишь на ребенка? Совсем осатанела со своим маэстро! Он водить машину не умеет, руки колом стоят, так наша игра виновата.
Света ходит по комнате и нервничает.
Ида (примирительно): Папа, не надо амбуланс – пусть Бронислав живет.
Леонид: Пусть живет, я не возражаю, пока...
Ида: Ой, папа, тут у нас и полицейская машина есть, давай с ней играть.
Леонид (к Свете): Против полиции у тебя, надеюсь, ничего нет?
Глядя на мужа ненавидящими глазами, Светлана отходит в глубину комнаты.
Леонид: Ну, вот и все: заменили Брониславу колесо, и он поехал по улице.
Изображает гул двигателя.
Ида: А навстречу ему – полиция.
Передвигает машинку.Леонид: А какая сирена у полицейской машины, ты знаешь?
Леонид имитирует полицейскую сирену.
Ида: И они кричат Брониславу, чтобы он остановился; помнишь, папа, как тебе тогда кричали, когда мы после дня рождения домой ехали?
Светлана: Еще бы, такое не забывается!
Леонид: И Брониславу-таки пришлось остановиться (Он останавливает машину), а полицейский ему говорит (меняет тембр голоса): «Ваши права!», - и Бронислав отвечает...
Ида (неожиданно): А у меня нет прав!
Леонид, Светлана (вместе): А где же они?
Ида (подражая мужскому голосу): Я их дома забыл!
Леонид: Вот те на! Придется Брониславу ехать в полицию.
Светлана: Чушь какая! Он очень педантичный человек и никогда ничего не забывает.
Звонит мобильный телефон.
Светлана: Бронислав, я слушаю. (через несколько секунд) Что? Что вы сказали?
Она роняет на стол мобильный телефон и почти падает на стул. Ида и Леонид внимательно следят за ней.Светлана: Или я с ума сошла, или весь этот мир малость не в порядке.
Леонид: Что случилось? Он что, и вправду, попал туда?
Светлана (разводит в воздухе руками, словно в прострации): Бронислав нарушил правила, а права он дома забыл, так его в полицию повезли. (Прижимает руку ко лбу). Бронислава забрали в полицию?! Такой бред и вообразить невозможно, а тут – на тебе, случилось!
Леонид внимательно смотрит на Иду, а та, словно оправдываясь.
Ида: Папа, но я же не виновата, что они забрали дядю Бронислава, я просто говорила вам то, что я видела.
Леонид: А вот сейчас, сию минуту, ты видишь, что Бронислав делает в полиции?
Ида: Нет, сейчас не вижу, а вот, если буду играть с тобой, то увижу его.
Леонид смотрит на часы.
Леонид: Боюсь, что следующую серию – «приключения Бронислава в полиции» мне посмотреть не удастся. Ты лучше с мамой прокрути это кино.
Светлана: Нет уж, дудки! Ты эту кашу заварил – ты и расхлебывай: хорошего человека ни за что, ни про что в каталажку упекли!
Поднимается со стула.
Светлана: Прежде, чем уйдешь, наведите порядок в салоне, ко мне еще ученики должны прийти.
Леонид разводит руками и вместе с Идой собирает игрушки в коробку.
Играет музыка, гаснет свет.
Сцена вторая
Интерьер салона. На переднем плане сидит Ида и перебирает свои игрушки. Светлана подходит к домашнему телефону и набирает номер.
Светлана: Але, Зиночка, приветик, это я, ... да. Как у тебя?.. Да? Ну, у меня почти так же. Слышь, Зинуля, я могу подскочить к тебе сегодня? Нет, мне только педикюр. Да, нет проблем, через десять минут я у тебя. А что за шум у вас? (Слушает). Как, и твой взбеленился? Да что ты говоришь! И тоже из-за компьютера, ясненько. У меня дома такой же спектакль. То гнал картину с покупкой компьютера и интернетом, мол, ребенка надо срочно развить, а теперь – полный назад. Оказывается, компьютер плохо влияет на неокрепшие умы... Да, да... Он накупил Идочке разные игры и вместе с ней в них играет... Точно... Видела бы ты это зрелище! Слушай, Зин, присылай Русланчика к нам – будут вместе с Идочкой на пару играть, а то мой благоверный окончательно в детство впадает... Ладно, до встречи... Пока.
Светлана (Иде): Идочка, сейчас к нам Русланчик придет, будет тебе компания.
Светлана напевает себе что-то под нос и крутится по квартире. В комнату заходит заспанный Леонид.
Светлана: Ты чего так рано встал?
Леонид: Не знаю, спать расхотелось. (Смотрит на Иду).
Светлана (перехватив его взгляд): Сегодня ты в детство впадать не будешь, к Идочке Русланчик придет.
Леонид (чешет затылок): Жалко, я только во вкус вошел.
Светлана: Я это успела заметить.
Звонок в дверь, и в комнату входит Руслан - мальчик одного возраста с Идой.Леонид: Привет, Руслан! (Пожимает ему руку).
Руслан: Здравствуйте! (Переминается).
Светлана: Заходи, Русланчик, садись рядом с Идочкой, смотри, какие игры есть у нее.
Ставит на стол рядом с детьми вазу с фруктами.
Светлана: Угощайтесь, детки, я побежала. (Мужу) Лёнь, я к Зине иду.
Леонид (задумчиво): Угу.
Леонид садится около стола лицом к детям и начинает перебирать свои бумаги.
Руслан: Тебя тоже от компьютера погнали?
Ида: Погнали (вздыхает), но играть в куклы тоже интересно. А ты во что любишь играть?
Руслан (вздыхает): В солдатики.
Ида: А у меня нет солдатиков. Я тут с папой в машинки играла, пока дядя Бронислав не попал в полицию.
Руслан: А кто это – дядя Бронислав?
Ида: Да так, пустяки, один мамин знакомый.
Услышав упоминание о Брониславе, Леонид поднимает голову и прислушивается к детскому разговору.
Ида (продолжает развивать тему): Когда дядя Бронислав приезжает к нам, то он играет на пианино, а мама поет, и они очень мешают папе спать перед работой, и папа этого Бронислава страшно не любит.
Леонид усмехается.
Руслан: А моему папе бабушка мешает спать (немного подумав) и жить.
Ида: Как это?
Руслан: Говорит, что она кровь из него пьет.
Леонид усмехается. Ида ошеломленно прижимает ладошку к щеке.
Леонид: Ида, Руслан, вы лучше играйте в какую-нибудь игру, а про домашние дела говорить не стоит.
Ида: А мы не знаем, какую игру выбрать.
Леонид подходит к детям и перебирает коробки.
Леонид: Вот есть неплохая игра, назывется (читает описание на коробке) «Юный техник». (К Руслану): Руслан, ты технику любишь?
Руслан смущенно пожимает плечами.
Леонид (решительно): Сейчас мы во всем разберемся. (Усаживается между детьми и открывает коробку). Вот, пожалуйста, смотрите! Здесь находятся разные игрушечные инструменты для ремонта электроприборов. (К детям). Понятно?
Руслан и Ида (вместе): Понятно.
Леонид: Вот и отлично. Значит, так, Руслан будет мастером, который приходит делать такой вот ремонт, а Идочка будет хозяйкой квартиры, в которой что-то сломалось. Смотри, Руслан, мы покажем тебе, как надо в это играть. Ида, ты – хозяйка квартиры.
Ида: Как наша мама?
Леонид: Да, вообрази, что ты - мама!
Девочка начинает преображаться. Она моментально копирует жесты и выражение лица Светланы.
Леонид (задумчиво): А ты, Ида, и в самом деле, сильно похожа на свою маму, раньше я этого как-то не замечал.
Ида заканчивает входить в роль.
Леонид: Идочка, ты готова?
Ида: Готова! (Кивает головой).
Леонид прокашливается и имитирует стук в дверь.
Ида: Да-да!
Леонид (грубовато искажая голос): Добрый день, хозяюшка!
Ида с достоинством кивает головой
Леонид: Мастера вызывали?
Ида: Вызывали. Проверьте, что у нас творится с электричеством, а то прошлой ночью мой мужик чуть не зажарил меня на электропростыне.
Леонид цепенеет.
Леонид (с трудом подбирая слова): Идочка, а разве у нас есть электропростыня?
Ида: А ты, папа, забыл, что было на прошой квартире? А?
Леонид (трет лоб): Да, действительно, чуть не забыл (К Руслану). Ну, Руслан, ты понял, как надо играть? Сумеешь изобразить мастера?
Руслан: Да, это не трудно, сто раз видел таких мастеров.
Леонид: Вот и хорошо, вперед!
Ида: А я в чьем доме хозяйкой буду?
Леонид: Ты будешь хозяйкой в доме Русланчика. Вообрази себя тетей Зиной или бабушкой.
Дети молча входят в свои роли.
Руслан размашисто имитирует стук в дверь.

Ида (бабьим визгливым голосом): Да-да, кто там?
Руслан (мужицким тоном): Бабка, мастера вызывала?
Леонид, пораженный метаморфозой, произошедшей с детьми, отходит в сторону и наблюдает за ними
Ида: Слышь, мил человек, глянь, что в моей комнате с электричеством творится; как включаю телевизор с печкой, так – бабах – и нету света.
Руслан: Это, бабка, можно.
Копается среди инструментов, затем поворачивается к Иде.
Руслан: А где у вас пробки?
Ида: Это Фима знает. (Говорит своим голосом Леониду). Папа, ты будешь дядей Фимой, давай, играй!
Леонид (суетливо): Да-да, сейчас! (Роется в коробке). Вот здесь у нас будет электрощит с пробками. Ну, мастер, чини!
Руслан имитирует работу дрели, затем выпрямляется.
Руслан: Все, готово, можно включать!
Ида (щелкает языком, имитируя тумблеры): Ой, ой, горит, пожар!
Леонид (испуганно озирается в комнате): Что, что горит? Какой пожар?
Ида: Да печка, печка моя горит, и телевизор... Батюшки, все сгорело!
Ида хватает со стола бутылку с водой и льет на игрушки.
Леонид: Идочка, что ты делаешь?! Это же игрушки! Это все не настоящее!
Издали доносятся сигналы пожарной машины. Леонид и Руслан подбегают к окну.
Руслан: Дядя Леня, смотрите, пожарные приехали – и прямо к нашему подъезду. Я побегу смотреть.
Руслан убегает. Леонид ходит по комнате и чешет затылок. Ида на переднем плане раскладывает мокрые игрушки на диване. Дверь открывается и заходит Светлана.
Светлана: А где Руслан?
Леонид: Побежал смотреть, где горит.
Светлана: У них горит.
Леонид останавливается и смотрит на нее, как в столбняке.
Светлана: Что с тобой? У Зинкиной мамы загорелся этот, как его, тепловентилятор с телевизором, Понимаешь, у них там что-то с проводкой в квартире не в порядке, постоянно закорачивало, так пригласили они какого-то забулдыгу-электрика, и он устроил: пробки целы, а электроприборы сгорели.
Смотрит на мужа.Светлана: Лёнь, але, что с тобой? (Щелкает у него перед лицом пальцами). Очнись!
Оглядывает комнату.
Светлана: А почему вода разлита на полу, и что делают мокрые игрушки на диване?
Начинает догадываться.
Светлана: Вы опять во что-то играли?
Ида: Да, играли, мамочка! Я была бабушкой Руслана, папа - дядей Фимой, а Руслан – мастером. И этот мастер так починил пробки, что у меня все сгорело; еле потушили.
Светлана смотрит то на Иду, то на мужа.
Светлана: По-моему, нам скоро предстоит коллективное лечение, всей семьей...
Ида подбегает к отцу и что-то шепчет ему на ухо, Леонид дает ей деньги, и девочка покидает квартиру.
Светлана: Ты можешь дать рациональное объяснение происходящему?
Леонид (хрипло): Я разговаривал тогда с этим, (прокашливается) с психологом, после той игры, когда Бронислав попал в полицию.
Светлана: Ну - и?
Леонид: Он сказал, что для простых совпадений это выглядит немного странно. (Трет себе лоб). Тем более, что Ида заявляет, что она, якобы, видит происходящее.
Светлана: И как он это ее видение трактует?
Леонид: Говорит, что вполне вероятно, что когда девочка «входит в роль», – ну, ты понимаешь, (Светлана кивает головой) то она настолько способна отождествлять себя с кем-либо, что, возможно, между ней и тем, кого она изображает, возникает некая связь, благодаря которой Ида и видит, и слышит, и чувствует все то, что происходит с этим конкретным человеком.
Светлана (недоверчиво глядит на мужа): Такое под силу только опытному экстрасенсу.
Леонид: Ты права, и я это ему сказал.
Светлана: А он что?
Леонид: Психолог убежден: чистое детское воображение способно на такое, что всем этим (усмехается) опытным экстрасенсам и не снилось... (Ходит по комнате). Советовал понаблюдать за девочкой во время игры.
Светлана: Понаблюдай, только без пожара, пожалуйста.
Дверь открывается, и в комнату входит Ида с большой упаковкой мороженого в руках.
Ида: Папа, клубничного не было, я купила на всех шоколадное.
Светлана: Вот и хорошо. Наведите порядок в салоне, убирайте игрушки, и будем лакомиться мороженым.
Музыка, затемнение.

Сцена третья
На переднем плане сцены прожектор высвечивает играющих Иду и Руслана. Из темноты доносятся последние аккорды арии Кармен под аккомпанемент фортепиано. Пение прекращается, слышится шум шагов и слова Светланы.
Светлана: Значит, встречаемся через неделю. До свидания, Бронислав, всего хорошего.
Дверь захлопывается, и свет на сцене загорается. Светлана подходит к детям
Светлана: Ну что, детки, играете?
Ида (с важным видом): Играем.
Светлана: А что вы изображаете сегодня, если не секрет?
Ида: Я изображаю тебя, а Руслан - дядю Бронислава. И сейчас я буду петь, а Руслан – играть.
Светлана (поежившись): А может, изобразите кого-нибудь другого, а то вы папе спать помешаете; он не любит, когда шумят, ты ведь знаешь.
Ида: Ну, мама, это только игра. Руслан же не будет играть на твоем пианино, а я все равно не умею петь, как ты; мы все сделаем понарошку.
Светлана (с облегчением): Тогда ладно, играйте.
Она покидает комнату, продолжая оглядываться на детей.
Ида: Руслан, ты все понял? Сперва я пою, а ты играешь вот на этом рояле. (Она пододвигает к Руслану игрушечный рояль), а затем ты должен говорить мне комплименты.
Руслан (испуганно): Что говорить?
Ида (морщится): Ты говори, что я такая красивая, что у меня чудесный голос, что мне в этой стране не место, – ты понял?
Руслан (сосредоточивается и загибает пальцы, словно заучивая уроки): Да, запомнил.
В комнату заходит заспанный Леонид.
Леонид: Слава Б-гу, отпела! Какая тишина...
Ида (не обращая внимания на Леонида): Ну, три-четыре, поехали... Ля-ля-ля...
Поет мелодию арии Кармен, а Руслан на игрушечном рояле изображает игру пианиста. Леонид с интересом наблюдает за детским концертом. Ида, прекратив пение, делает плавный жест рукой в сторону Руслана, давая ему понять, что он должен начать говорить.
Руслан (голосом ученика, проговаривающего вызубренный текст, при этом не совсем понимая его смысл): Браво, у меня нет слов. (Ида жестом призывает его продолжать, а Леонид вытягивает голову, вникая в услышанное). Это было бесподобно! Вы такая красивая! (Ида кивает головой и показывает на свое лицо). У вас такое лицо, такая кожа, (Ида прикасается к волосам) такие волосы, (Ида трогает шею) такая шея!
Леонид багровеет и сучит на месте ногами. Ида делает жест рукой наружу.
Руслан: И вообще, вам не место в этой дыре!
Леонид дико озирается по сторонам, пританцовывая. В комнату входит Светлана и, увидев выражение лица Леонида, останавливается, как вкопанная.
Светлана: Лёня, Боже, что с тобой? Что у тебя с лицом? Ты пугаешь меня! (Кидается к дочери). Идочка, что тут было у вас, что вы сделали с папой?
Дети никак не реагируют на крики Светланы и продолжают свою возню с игрушками.
Леонид начинает надвигаться на жену, оттесняя ее в угол комнаты.

Светлана: Лёня, прошу тебя, остановись! Что ты тут услышал такого, что так рассвирепел?
Оказавшись рядом с гладильной доской, Светлана хватает в руки распылитель воды и несколько раз брызгает Леониду в лицо, пока тот не останавивается и не начинает вытирать лицо тряпкой.
Светлана: Ну все, ты успокоился? Что опять случилось? Какая муха укусила тебя?
Леонид хватает жену за плечи и пододвигает к окну, вглядываясь в ее лицо.
Леонид: Что это за красное пятно у тебя на шее?
Светлана: Это меня еще ночью что-то укусило и теперь чешется весь день.
Леонид: Что-то или кто-то?
Светлана оглядывается на детей.
Светлана: Лёня, что ты мог такого услышать? Ты ведь никогда не устраивал мне сцен ревности! Что такого дети могли сказать?
Леонид: Оставь детей в покое, меня интересует, что ОН говорил тебе.
Светлана (пытаясь высвободиться): Да,он делает мне, естественно, разные комплименты, когда я пою. Но что в этом особенного? Он со всеми так обращается, это его стиль работы: и с певицами, и с певцами.
Леонид: Так он у вас, к тому же, и всеяден!
Светлана: Лёня, возьми себя в руки, здесь дети, они слышат нас.
Леонид: Он притрагивался к тебе?
Светлана (закрывает лицо руками): Ну что ты говоришь, как можно?! Когда мы работаем, почти всегда дети рядом.
Леонид: Если приспичит – дети не помеха.
Светлана (с надрывом в голосе, так, что даже дети оглянулись на нее): Леонид! (Светлана начинает тихо плакать). Ни один мужчина, ты слышишь, ни один мужчина, кроме тебя, ко мне никогда не прикасался! Мне больно слышать твои обвинения.
Леонид (хладокровно): Ладно, будем считать, что мои подозрения безосновательны. Ты и в самом деле лгать не умеешь, это я знаю, но остается одно «но».
Светлана поднимает на мужа заплаканные глаза.
Леонид: Я хочу, чтобы ты сменила концертмейстера. Работай с женщиной-пианисткой.
Светлана (моментально воспрянув духом): Ты что? Ты сам понимаешь, чего требуешь от меня? Да я с Брониславом уже три года пою, мы с полуслова понимаем друг друга, у нас прекрасный эмоциональный контакт.
Леонид (почти подпрыгивая на месте): Вот об этом и речь, вот здесь и собака зарыта!
Светлана: Да где, в чем?!
Леонид: В эмоциональном, будь он неладен, контакте!
Звонит мобильный телефон.
Светлана: Але, Зин, ... да, Русланчик у нас, сейчас передам. (Руслану) Русланчик, мама зовет обедать.
Руслан прощается с Идой и уходит. Ида подходит к отцу и что-то шепчет ему на ухо. Леонид дает ей деньги, и она тоже уходит.Леонид: Вот и прекрасно, детки ушли, и мы можем спокойно, без эмоций (зловеще смеется) выяснить наши отношения.
Светлана: Я понимаю, к чему ты клонишь, но то взаимопонимание, которое установилось у нас с Брониславом, не может служить поводом для твоей ревности.
Леонид: А я не только об этом. Оставим Бронислава... пока. Ты думаешь, что после десяти лет совместной жизни с тобой я остаюсь все тем же тупорылым заводским инженером, ничего не понимающим в искусстве.
Светлана: Я никогда так не думала.
Леонид (примирительно): Думала, думала... Я тоже раньше думал, что, когда ты выходишь на сцену, то только поешь.
Светлана (изумленно): А что я, по-твоему, там делаю?
Леонид (делает круг по комнате): Я специально один раз принес на твой спектакль в оперу армейский полевой бинокль и понаблюдал за твоим лицом, когда ты признавалась в любви какому-то тенору.
Светлана (холодно): Но это естественно. Все в искусстве на этом стоит. Нет оперы, в которой сопрано не признавалась бы в любви какому-нибудь тенору или баритону. На сцене - как в жизни.
Леонид (перебивая): Я не об этом. Я говорю о твоем лице. Такой, какой ты была перед этим тенором, я тебя дома никогда не видел. Да на меня ты не расходуешь и малой толики той страсти, что ты выплескиваешь на сцене.
Стоит перед ней с негодующим лицом.
Светлана: Лёнечка, милый, пойми, но там я обязана выложиться до конца, иначе мне не поверят. Я же играю роль...
Леонид: О, нет, это ты здесь, сейчас, передо мной играешь роль жены и все эти годы играла, думая, что мне можно скормить эту дешевку. А себя настоящую, какая ты есть на самом деле, ты припасаешь для всех этих теноров с баритонами, да еще для Бронислава.
Светлана стоит, потупив глаза, Леонид кружит по комнате.
Леонид: Молчишь? Значит я прав. (Негромко смеется). Неужели, Светик, ты думаешь, что я не врубился, что на самом деле стоит за всей этой классической музыкой.
Светлана (немного испуганно): И что же такого ты узрел?
Леонид (самодовольно): А вот что... Представь себе ситуацию: живет при дворе какого-нибудь графа придворный музыкант.
Светлана: Представила. Что дальше?
Леонид: И влюбился этот музыкант в благородную даму, - допустим, в саму графиню.
Светлана: Очень интересный сюжет.
Леонид: А по понятным причинам открыть ей свою любовь не может.
Светлана: Логично мыслишь, дорогой.
Леонид: Что тогда бедолаге с его несчастной любовью остается делать? А?
Светлана (пожимает плечами): Разные варианты бывают.
Леонид: Согласен, вариантов бывает много, но ведь он – музыкант, и решает открыть ей свою любовь не в виде слов, как это делают поэты, а в виде музыки. (Светлана внимательно слушает мужа). Он пишет музыкальную композицию для скрипки и клавесина, в которой он – скрипка, объясняется ей, клавесину, в любви. Логично?
Светлана: Вполне.
Леонид: А затем в присутствии графа и всего двора он с графиней исполняют этот дуэт, то есть, фактически, публично разыгрывают между собой любовную сцену, включающую все этапы - от знакомства и легкого флирта до глубокой страсти с оргазмом. Но весь фокус в том, что большинство слушателей этого языка не поняли, а те, кто понял, промолчат.
Леонид делает круг по комнате и трет рукой лоб. Светлана молча следит за ним.
Леонид: Вот и получается, что если какие-либо мужчина и женщина исполнили этот дуэт, если между ними установился эмоциональный контакт, изначально заложенный в произведении, то можно считать, что между ними возникла связь, даже если до интима дело и не дошло.
Светлана (потрясена словами мужа, после паузы): Лёня, и ты до этого дошел своим умом?
Леонид: А чьим же еще? В газетах об этом не напишут.
Светлана: Боже мой, Лёня, ты и в самом деле начал понимать классическую музыку!
Леонид: А десять лет жизни с тобой – это что, слабый срок?
Светлана: Боже мой, Лёнечка, (она протягивает к мужу руки и хватает его за футболку) иди сюда, ну, иди ко мне! (Тянет мужа за собой в сторону спальни).
Леонид (упираясь): Ну, Свет, пусти, порвешь же! (Проверяет часы). И мне пора уходить.
Светлана (не уступая): Так пойдем!
Леонид (упирается): Ты куда тащишь меня?
Светлана: Исполнять дуэт скрипки с клавесином.
Леонид: С ума сошла, у меня через полчаса начало смены!
Светлана: Смена подождет. Искусство требует жертв.
Леонид: Да, но не таких! (Продолжает упираться, но слабее).Свет, ты ведь, вроде, хотела полы помыть...
Светлана (из последних сил, уже в проеме двери): Так не на полу же мы это делать будем!
Свет гаснет, музыка.
Сцена четвертая
Интерьер салона в квартире Леонида и Светланы. Звонит домашний телефон. К аппарату подходит Светлана и берет трубку.
Светлана: Але, да, Бронислав, я вам звонила, сегодняшнюю репетицию придется отменить... Нет, я здорова, просто мужа забрали на военные сборы... Да. Он у меня резервист и, к тому же, танкист... Очень даже при чем. Вы что, не знете, что на Севере творится? Наверняка он будет там... Я все понимаю, но я не могу сосредоточиться, я всей этой войной абсолютно опустошена... Что я могу поделать? Есть второй состав, пусть возьмут сопрано оттуда. Да. До свидания, я буду с вами на связи... Бай!
Светлана кладет трубку и какое-то время сидит молча, затем подхватывается и зовет Иду.
Светлана: Идочка, ты что-нибудь хочешь покушать?
Ида входит в комнату.
Ида: Нет, я ничего не хочу.
Ида подходит к Светлане и прижимается к ней. Некоторое время они молча друг друга обнимают. Звенит дверной звонок. Ида открывает дверь, и входит Руслан с большой коробкой в руках.
Ида: Привет, Руслан, что это у тебя?
Руслан: Танк.
Немая сцена. Светлана и Ида ошарашенно смотрят на Руслана.
Руслан: Папа купил его мне, а на следующий день ушел в армию. Он водитель танка.
Ида: Мой папа тоже танкист, да, мама?
Светлана: Да, только он командир машины.
Руслан: Вот здорово! Давай играть, я уже научился управлять им.
Руслан достает из коробки и раскладывает в центре комнаты фигурки солдатиков, игрушечную боевую технику и радиоуправляемую модель танка. Пока они все это раскладывают, у Светланы звонит мобильный телефон.
Светлана: Але, Зин, приветик. Как ты? Нет, мой сегодня не звонил... И что Фима сказал? Да что ты говоришь! Он с Лёней в одном экипаже?! Ну, дай-то Б-г. Нам остается только молиться. (Со слезами в голосе). Нет, я телевизор и радио не включаю, не хочу все это слышать. Ладно, будем на связи.
Светлана (обращаясь к детям): Ида, Руслан, ваши папы воюют в одном танке, вы слышите меня?
Ида (не по-детски деловым тоном): Слышим, слышим. Ты, мама, не мешай нам; сиди в кресле и тихо смотри, а мы сами все сделаем.
Дети надевают на головы наушники с микрофонами от компьютера и располагаются на ковре один за другим, как экипаж в танке: впереди - Руслан с пультом от модели танка, а Ида - в кресле, чуть повыше, с игрушечной стереотрубой в руках.
Ида (командирским голосом): Фима, запускай двигатель, выдвигаемся по сигналу.
Руслан: Есть, командир! (Руслан двигает рычажки пульта, и танк дергается на месте).
Ида: Есть сигнал! Фима, вперед, иди по меткам саперов, здесь полно мин.
Звучит фонограмма лязга танковых гусениц. Руслан двигает модель танка по ковру, Светлана закрыла глаза и что-то быстро шепчет, скрестив руки на груди.
Ида: Вспышка справа, Макс, бронебойный туда, еще выстрел! (Фонограмма грохота пушки).
Ида: Фима, спокойно, давай за тот холм, там мы в тени! Еще вспышка, ракета; черт, Хаим горит! Фима, сдай назад, их «поливают»... Хаим, Хаим, вы живы? Макс, ты видишь пулемет? Осколочным, пли! Есть, побежали! Фима, достань их! Намотай на гусеницы!
Света сползла с кресла, стоит на коленях и молится, глядя в потолок и соединив руки ладонями перед собой. Модель танка маневрирует на полу, давя фигурки солдатиков.
Ида: Але, пушкари, вы нас видите? Хорошо! Так пробейте нам дорогу в минном поле до рощи, да... огонь, еще огонь! Фима, вперед, веди точно по воронкам, там мин нет.
Звучит фонограмма лязга гусениц и шум канонады.
Ида: Макс, пушку влево, еще! Есть цель. Там бункер, бронебойным, еще! Ого, вы видели? Там был склад ракет. Ребята, мы под огнем. Где пулемет? Они в кустах. Макс, осколочным туда, еще... Бегут, пулемет, всех косите. Не дайте уйти!
Руслан (громко): Командир, ракета! (Света вскакивает на ноги).
Ида: Черт, мы горим! Сбивайте огонь, гасите пламя! Макс, ты живой? Огонь по курсу, выстреливай все, а то взорвемся на своих. Фима, ты ранен? Давай задний ход, выходим из боя, але, кто нас слышит, мы горим, мы выходим из боя!
Светлана падает без сознания на ковер. На сцене затемнение. Звучит фонограмма боя, прерываемая криками и стоном людей. Свет загорается, Светлана сидит на ковре спиной к креслу. Перед ней стоит Ида со стаканом в руке и пытается влить ей воду в рот.
Светлана (окончательно придя в себя): Что с ними? (Хватает детей за руки).
Ида: Мама, не волнуйся, все в порядке; танк сгорел, но они все живы. У папы только обгорела спина и ранена рука, а у дяди Фимы сломана нога. Они уже в больнице.
Светлана роняет лицо на ладони и плачет. Звонит мобильный телефон, Ида передает его матери, и та, взглянув на экран, вскакивает на ноги.
Светлана: Лёнь!
Прожектор высвечивает в углу сцены Леонида. Он стоит в больничной одежде с перевязанной рукой.
Леонид (жизнерадостно): Свет, порядок, я живой!
Светлана: Ты из госпиталя?
Леонид (растерянно): Откуда ты знаешь, что я ранен?
Светлана: Я все знаю. Что у Фимы с ногой?
Леонид: Через месяц будет ходить. Откуда ты все знаешь?
Светлана: Здесь у нас была игра. На этот раз – в войну.
Леонид (настороженно): И что?
Светлана: Танк Хаима сгорел?
Леонид: Да, они все погибли.
Светлана (плача): А вы потом намотали террористов на гусеницы?
Леонид: Ты что, в генштабе сидела?
Светлана: У меня здесь свой, домашний генштаб.
Леонид: И после этого ты сомневаешься в Идочкиных способностях?
Светлана: Я уже ни в чем не сомневаюсь и ничего не понимаю, что происходит вокруг меня; у меня такое чувство, что я сама в танке горела.
Леонид (медленно): Я сам не могу понять, как мы выбрались из горящей машины, а затем ползли к «своим» под огнем снайперов... Вокруг нас все буквально кипело от огня, но мы уцелели...
Светлана (плачет, Ида обнимает ее): Это все она, она спасла вас всех... Я это видела... Это все она...
Ида: Мамочка, не надо плакать... Не плачь, ведь все хорошо... Все хорошо...
Леонид: Когда у тебя следующий спектакль?
Светлана: Завтра, но я отменила свой выход.
Леонид: Зря. Мне хочется, чтобы ты спела. Для меня...
Светлана: Хорошо, я выйду на сцену.
Леонид: Целуй Идочку. Пока!
Светлана: Пока!
Светлана обнимает и целует обоих детей, затем набирает номер на мобильном телефоне.
Светлана: Але, Бронислав, я завтра пою... У меня нет семи пятниц на неделе, я завтра пою – и точка. (Слушает). Приезжайте ко мне прямо сейчас, я жду.
Поворачивается к детям.Светлана: Ну, вояки, к нам едет Бронислав! Бегом собирайте в коробку всю эту бронетехнику, а я еще успею помыть полы.
Звучит музыка, свет гаснет.
Конец.
 отзывы (0) 
Оценить:  +  (0)   
07:29 18.09.10